О главном

- Нельзя поверить в невозможное!
- Просто у тебя мало опыта, - заметила Королева. – В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!
Льюис Кэррол «Алиса в стране чудес »

Помочь каждому ребенку поверить в десяток своих невозможностей за полчаса физкультурного занятия это кредо и смысл моей работы.


Главное для меня – воспитать у детей желание заниматься физкультурой. На это утверждение можно возразить: они  и так с большим желанием двигаются и занимаются физкультурой. Стоит ли воспитывать то, что и так заложено природой? Так уж ли нужна физкультура в дошкольном детстве?
Сразу хочу ответить возможным оппонентам: да! Именно в дошкольном детстве возможно  воспитать устойчивую потребность в двигательной активности как условие настоящей потребности в здоровом стиле его взрослой жизни. Воспитать мотив к физкультурным занятиям в детстве дорогого стоит, и оценить его бывает возможно только спустя несколько лет.
  Я сторонница педагогической технологии в области физического развития дошкольников, позволяющей поставить задачи саморегуляции поведения детей, где ребенок из объекта педагогического воздействия превращается в полноценного соучастника своего развития. Она позволяет посмотреть на занятия по физкультуре как на занятия по формированию культуры личности ребенка, где дети сами ищут смысл в физических упражнениях, сами проявляют волю в достижении поставленной двигательной задачи. Такая педагогическая установка делает возможным формирование не только потребности в здоровом образе жизни ребенка, но и ответственности за свои поступки, умения действовать и позитивно мыслить в незнакомой для него или экстремальной ситуации. В результате дети могут объяснить, как влияет физическая нагрузка на работу организма,  выяснить, каким образом система физических упражнений выстраивает целый ряд понятий ЗОЖ: здоровое питание, гигиена тела, эмоций и духовных потребностей. Приобретая способность осознавать изменения, происходящие в организме при физической нагрузке, и осознавать свой собственный мотив к выполнению упражнений, дети в результате способны выстраивать свою собственную теорию здоровья!
Однако формирование мотива – штука неоднозначная. Мне приходилось отвечать родителям, которые считали, что их ребенок приходит заниматься в зал, чтобы "быть здоровым". Не хочу шокировать ответом, но ни один ребенок-дошкольник никогда не осознавал такой мотив как свой. Дети могут повторять это клише взрослых, но такой мотив слишком "длинный" для дошкольника. Хотя бы потому, что дети в большинстве своем не ощущают своего нездоровья и не способны совершать труд или поступки для пользы «впрок». И если рвутся на занятие, то совсем по другим причинам! Своим, собственным)))
Для того чтобы суметь выстроить свою собственную теорию здоровья со своим личным интересом и мотивом к действию, мы: я и дети, придумали игру со странным названием «Кузинатра, … которая дает смысл». На каждом занятии мы ищем смысл. Каждое упражнение или игра – это ответ на вопрос «Зачем?».
Как у всякой игры, в Кузинатре действуют правила. Одно из них самое важное и гласит: неправильных ответов не бывает. Любая неудача в выполнении упражнения – это только повод для размышления и поиска нужного способа действия.
В Кузинатру вынуждены играть и родители, выполняя домашние задания,  и, надо сказать, их решения не всегда конкурируют  по оригинальности со свежими идеями детей.

Не менее важно качественное формирование у детей психофизиологических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки. Особенное, очень актуальное и красноречиво за себя говорящее место в физическом воспитании занимает развитие в дошкольном детстве качества с названием выносливость. Современная картинка двигательной активности дошкольников, когда часто дети активно, т.е. по собственному замыслу, двигаются (вдумайтесь!) только в детском саду на физкультуре, встает в резкое противоречие с необходимостью выдерживать высокие нагрузки на организм во время пребывания детей в школе. Так дорога в детский сад и домой на автомобиле, долгие компьютерные игры, забытые в далеком прошлом «Горелки» и «Лапта», оборачиваются неспособностью ребенка продуктивно и с интересом воспринимать материал седьмого по счету урока в школе. Общая выносливость – это то качество, которое, как воздух, необходимо детям для их развития и  становления произвольности во всех ее проявлениях: произвольности внимания, памяти, движений. Произвольности поступков и , наконец, воли к победе)))
Важно не давать детям готовые «рецепты», а создать условия, в которых они в более старшем возрасте смогут выстроить собственную траекторию физического развития, стать «автором» своего физического состояния.
Вовлечение родителей в образовательное пространство детского сада, установление отношений доверия и сотрудничества, считаю важной составляющей своего педагогического успеха. Трансляция родителю положительного образа ребенка, а также знаний о ребенке, которые он не может получить в семье, информирование родителей об уровне физического  развития детей; повышение компетентности в вопросах физического развития детей (информирование родителей о задачах воспитания на каждом возрастном этапе, консультации, практикумы, памятки, рубрика «Страничка здоровья» в групповых родительских уголках, индивидуальные беседы); вовлечение в физкультурно-образовательный процесс (открытые занятия, игровые сеансы для детей и их родителей); совместная культурно-досуговая деятельность (дни здоровья, праздники, проекты): считаю, что такие методы – это способ создать команду единомышленников с единым целевым ориентиром.
Бесспорно, что использование информационно-коммуникационных технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы делают процесс физического воспитания более современным, привлекательным для детей, разнообразным; оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти; повышают интерес к спортивным мероприятиям.
Я использую ИКТ для мотивации (сюрпризные моменты или проблемная  ситуация); для наглядного представления изучаемого материала (мультимидийные презентации); для моделирования  различных игровых ситуаций.
Осуществляю активную методическую работу в профессиональном сообществе. Мною разработаны цикл физкультурных занятий с использованием познавательно-исследовательской деятельности в области валеологических знаний. Одной из наиболее эффективных для моего профессионального развития формой распространения опыта могу назвать мастер-классы, которые провожу для воспитателей, молодых специалистов, студентов РПК. Подготовка каждого мастер-класса требует от меня постоянной систематизации и рефлексии собственной педагогической деятельности.
Трансляция опыта в виртуальном пространстве через видеоролики и статьи позволяет мне получить профессиональный отклик от педагогов и родителей, что дает возможность доводить до уровня обобщения собственный педагогический опыт.
           

            Итак, физическая культура должна помочь ребенку познать движение во всех его проявлениях. Целью обучения должно стать не простое накопление знаний, а формирование умения действовать осознанно, помочь ребенку стать «автором» своего физического состояния. То есть, на занятиях по физической культуре необходимо работать не только над развитием физических качеств и формированием техники выполнения основных видов движения, но и воспитывать интерес к выполнению физических упражнений, знакомить с миром спорта, с его красотой и многообразием, развивать исследовательские умения и личностные качества: произвольность, активность, любознательность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий