- Нельзя поверить в невозможное!
- Просто у тебя мало опыта, - заметила Королева.
– В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить
в десяток невозможностей до завтрака!
Льюис Кэррол «Алиса в стране чудес »
Помочь каждому ребенку поверить в десяток своих невозможностей за
полчаса физкультурного занятия – это кредо
и смысл моей работы.
Главное для
меня – воспитать у детей желание заниматься физкультурой. На это утверждение
можно возразить: они и так с большим
желанием двигаются и занимаются физкультурой. Стоит ли воспитывать то, что и
так заложено природой? Так уж ли нужна физкультура в дошкольном детстве?
Сразу хочу
ответить возможным оппонентам: да! Именно в дошкольном детстве возможно воспитать устойчивую потребность в
двигательной активности как условие настоящей потребности в здоровом стиле его взрослой
жизни. Воспитать мотив к физкультурным
занятиям в детстве дорогого стоит, и оценить его бывает возможно только спустя
несколько лет.
Я
сторонница педагогической технологии в области физического развития
дошкольников, позволяющей поставить задачи саморегуляции поведения детей,
где ребенок из объекта педагогического воздействия превращается в полноценного
соучастника своего развития. Она позволяет посмотреть на занятия по физкультуре
как на занятия по формированию культуры личности ребенка, где
дети сами ищут смысл в физических упражнениях, сами проявляют волю в достижении
поставленной двигательной задачи. Такая педагогическая установка делает
возможным формирование не только потребности в здоровом образе жизни ребенка,
но и ответственности за свои поступки, умения действовать и позитивно мыслить в
незнакомой для него или экстремальной ситуации. В результате дети могут объяснить,
как влияет физическая нагрузка на работу организма, выяснить, каким образом система физических
упражнений выстраивает целый ряд понятий ЗОЖ: здоровое питание, гигиена тела,
эмоций и духовных потребностей. Приобретая способность осознавать изменения,
происходящие в организме при физической нагрузке, и осознавать свой собственный
мотив к выполнению упражнений, дети в результате способны выстраивать свою
собственную теорию здоровья!
Однако формирование мотива – штука неоднозначная.
Мне приходилось отвечать родителям, которые считали, что их ребенок приходит
заниматься в зал, чтобы "быть здоровым". Не хочу шокировать ответом,
но ни один ребенок-дошкольник никогда не осознавал такой мотив как свой. Дети
могут повторять это клише взрослых, но такой мотив слишком "длинный"
для дошкольника. Хотя бы потому, что дети в большинстве своем не ощущают своего
нездоровья и не способны совершать труд или поступки для пользы «впрок». И если
рвутся на занятие, то совсем по другим причинам! Своим, собственным)))
Для того чтобы суметь выстроить свою собственную
теорию здоровья со своим личным интересом и мотивом к действию, мы: я и дети,
придумали игру со странным названием «Кузинатра,
… которая дает смысл». На каждом занятии мы ищем смысл. Каждое упражнение
или игра – это ответ на вопрос «Зачем?».
Как у всякой игры, в Кузинатре действуют
правила. Одно из них самое важное и гласит: неправильных ответов не бывает. Любая
неудача в выполнении упражнения – это только повод для размышления и поиска нужного
способа действия.
В Кузинатру вынуждены играть и родители,
выполняя домашние задания, и, надо
сказать, их решения не всегда конкурируют по оригинальности со свежими идеями детей.
Не менее
важно качественное формирование у детей психофизиологических качеств, жизненно
необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня
физической подготовки. Особенное, очень актуальное и красноречиво за себя
говорящее место в физическом воспитании занимает развитие в дошкольном детстве
качества с названием выносливость. Современная
картинка двигательной активности дошкольников, когда часто дети активно, т.е.
по собственному замыслу, двигаются (вдумайтесь!) только в детском саду на
физкультуре, встает в резкое противоречие с необходимостью выдерживать высокие
нагрузки на организм во время пребывания детей в школе. Так дорога в детский
сад и домой на автомобиле, долгие компьютерные игры, забытые в далеком прошлом «Горелки»
и «Лапта», оборачиваются неспособностью ребенка продуктивно и с интересом
воспринимать материал седьмого по счету урока в школе. Общая выносливость – это
то качество, которое, как воздух, необходимо детям для их развития и становления произвольности во всех ее
проявлениях: произвольности внимания, памяти, движений. Произвольности
поступков и , наконец, воли к победе)))
Важно не
давать детям готовые «рецепты», а создать условия, в которых они в более
старшем возрасте смогут выстроить собственную траекторию физического развития,
стать «автором» своего физического состояния.
Вовлечение
родителей в образовательное пространство детского сада, установление отношений доверия и сотрудничества, считаю важной
составляющей своего педагогического успеха. Трансляция родителю положительного
образа ребенка, а также знаний о ребенке, которые он не может получить в семье,
информирование родителей об уровне физического
развития детей; повышение компетентности в вопросах физического развития
детей (информирование родителей о задачах воспитания на каждом возрастном
этапе, консультации, практикумы, памятки, рубрика «Страничка здоровья» в
групповых родительских уголках, индивидуальные беседы); вовлечение в
физкультурно-образовательный процесс (открытые занятия, игровые сеансы для
детей и их родителей); совместная культурно-досуговая деятельность (дни
здоровья, праздники, проекты): считаю, что такие методы – это способ создать
команду единомышленников с единым целевым ориентиром.
Бесспорно, что использование
информационно-коммуникационных технологий в процессе физкультурно-оздоровительной
работы делают процесс физического воспитания более современным, привлекательным
для детей, разнообразным; оказывают комплексное воздействие на разные каналы
восприятия, на различные виды памяти; повышают интерес к спортивным
мероприятиям.
Я использую ИКТ для мотивации (сюрпризные
моменты или проблемная ситуация); для
наглядного представления изучаемого материала (мультимидийные презентации); для
моделирования различных игровых
ситуаций.
Осуществляю
активную методическую работу в
профессиональном сообществе. Мною разработаны цикл физкультурных занятий с
использованием познавательно-исследовательской деятельности в области
валеологических знаний. Одной из наиболее эффективных для моего
профессионального развития формой распространения опыта могу назвать
мастер-классы, которые провожу для воспитателей, молодых специалистов,
студентов РПК. Подготовка каждого мастер-класса требует от меня постоянной
систематизации и рефлексии собственной педагогической деятельности.
Трансляция
опыта в виртуальном пространстве через видеоролики и статьи позволяет мне
получить профессиональный отклик от педагогов и родителей, что дает возможность
доводить до уровня обобщения собственный педагогический опыт.
Итак, физическая культура должна
помочь ребенку познать движение во всех его проявлениях. Целью обучения должно
стать не простое накопление знаний, а формирование умения действовать
осознанно, помочь ребенку стать «автором» своего физического состояния. То
есть, на занятиях по физической культуре необходимо работать не только над
развитием физических качеств и формированием техники выполнения основных видов
движения, но и воспитывать интерес к выполнению физических упражнений,
знакомить с миром спорта, с его красотой и многообразием, развивать
исследовательские умения и личностные качества: произвольность, активность,
любознательность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий